Региональный общественный фонд «Дети Дождя»

СВЕТЛАНА БЕЙЛЕЗОН: Форматы трудоустройства и занятости

СВЕТЛАНА БЕЙЛЕЗОН: К вопросу о форматах трудоустройства и занятости людей с нарушениями интеллектуального развития и некоторыми другими тяжелыми проблемами развития

  Конвенция ООН о правах инвалидов (ст. 27 и ст. 19) предписывает государствам – участникам обеспечивать инвалидам условия для включения в программы труда и занятости вблизи от места проживания. Это верно и в отношении людей с нарушениями интеллектуального развития и другими тяжелыми нарушениями.

  По данным зарубежной статистики, на 1000 взрослых людей приходится 2 человека с нарушениями интеллектуального развития.

   Светлана Бейлезон, вице-президент родительской организации «Дорога в мир», эксперт КС по делам детей-инвалидов и других лиц с нарушениями жизнедеятельности при ОП РФ, член ОС «18+» при ДТСЗН г. Москвы

  Не будет преувеличением сказать, что одна из таких важных для любого взрослого человека проблем, как проблема занятости, для инвалидов с нарушениями интеллекта в Москве и в целом по России пока не имеет системного решения. Однако вопрос назрел.

  Государственной программы обеспечения занятости людей с интеллектуальными нарушениями в Москве пока не существует. Несколько московских НКО, не имея постоянных источников финансирования, берут на себя организацию дневной занятости людей со сниженными интеллектуальными способностями. Благодаря их усилиям в столице РФ программами дневной занятости охвачено до 1-2% целевой аудитории. Между тем, претендентов на включение в такие программы по Москве может насчитываться до 15000-20000.

  Попытаемся проанализировать характер проблемы и уровень ее сложности, наметить подходы и предложить некоторые механизмы решения.


Особенности человека с интеллектуальными нарушениями, осложняющие его социализацию

  Нужность людям и самореализация входит в круг возрастных задач каждого взрослого человека. Поэтому, как показывает практика, взрослые люди с интеллектуальными нарушениями, как и обычные граждане, в большинстве случаев хотят быть полезными обществу и чувствовать себя занятыми, работающими людьми.

  При этом в силу серьезных нарушений интеллектуальной сферы у них зачастую нарушена логика; нет мотивации к целенаправленным действиям; им сложно общаться и поддерживать отношения; они не могут планировать свою жизнь и отвечать за последствия собственных поступков. Этому могут сопутствовать нарушения поведения, неумение пользоваться речью и формулировать свои мысли, трудности в самообслуживании и самостоятельном передвижении, ведении элементарного хозяйства, оценивании доходов, рациональном расходовании денег и пр.

  Что касается их профессионального обучения и попыток трудоустройства, то во многих случаях люди с интеллектуальными нарушениями:
- с трудом добираются до места работы;
- не в состоянии адекватно оценить свои навыки и умения;
- с трудом осваивают профессиональные навыки;
- нуждаются в сопровождении в процессе труда;
- весьма редко адаптируются к отношениям в обычном трудовом коллективе;
- РАБОТАЮТ ОЧЕНЬ МЕДЛЕННО.

   Вышеуказанные проблемы в той или иной мере характерны для 90-95 % людей с нарушениями интеллектуального развития. Попробуем понять, что же, помимо труда, который на поверку оказывается непроизводительным и не принесет дохода человеку с инвалидностью, может наполнить смыслом и пользой его жизнь.


Характер труда и форматы занятости людей нарушениями интеллектуального развития
  Итак, людям с серьезными нарушениями интеллектуального развития необходима взрослая жизнь, одним из важных компонентов которой является посильная полезная работа, которая дает человеку ощущение собственной значимости и включает его в социальные взаимоотношения.

  Однако в силу своих особенностей большинство таких инвалидов в России, как и во всем мире, не находят себе применения на коммерческом, государственном или общественном рынке труда.

  При этом более половины из них в состоянии освоить элементарные трудовые навыки и применять их под разумным руководством специалистов. Особенность такого труда - его социальный характер.

  Речь в подобных случаях идет не о трудоустройстве в его обычном понимании, а об организации различных форм дневной трудовой занятости. В процессе подобной занятости люди с инвалидностью занимаются полезным трудом, целью которого является участие человека с инвалидностью в полезной работе и его личностное развитие, что в какой-то мере компенсирует ему дефицит социальных связей, естественных для реально работающего здорового человека. Подобная занятость полезна самому инвалиду, его семье и всему обществу, поэтому по праву может быть определена как общественно полезная.

  В процессе занятости люди с интеллектуальной инвалидностью нуждаются (в разной степени) в сопровождении. Поскольку интеллектуальные нарушения имеют постоянный характер и, хотя в основном не прогрессируют, но и не исчезают окончательно, социальное сопровождение необходимо таким людям постоянно. Этот аспект необходимо учитывать при организации их дневной трудовой занятости. Курсовая, временная трудовая реабилитация для них недостаточна. Люди с нарушениями интеллектуального развития нуждаются в комплексной реабилитации и поддержке всю свою жизнь. Поэтому есть смысл говорить об их потребности в программах стабильной сопровождаемой общественно полезной дневной трудовой занятости.

  Очень важно, что при таком подходе даже при угасании способности к продуктивному труду каждому человеку с инвалидностью найдется место по его возможностям.
  В ряде зарубежных стран, внедривших программы занятости людей с нарушениями интеллектуальной сферы 30-40 лет назад, законодательство рассматривает социальную занятость как форму трудоустройства инвалидов. Однако законодательство РФ на сегодня не предусматривает социального трудоустройства, и нам предстоит выстраивать собственный путь обеспечения занятости людей с тяжелыми нарушениями развития.

  Программы дневной занятости должны быть выстроены в нескольких форматах с учетом степени тяжести нарушений инвалидов, особенностей их поведения, способности находиться в коллективе и заниматься произвольной деятельностью.

  Рассмотрим варианты программ дневной занятости:
 1. Люди с глубокими интеллектуальными и множественными нарушениями, которые не способны работать самостоятельно даже короткое время, могут быть включены в специальные программы ДНЕВНОГО ПРЕБЫВАНИЯ, предполагающие развитие навыков самообслуживания, сопровождаемое общение, элементы трудотерапии и творчества. Такими программами за рубежом охвачено до 30-40 % от общего числа людей с тяжелыми нарушениями. Материальное вознаграждение инвалидам в этом случае не предусмотрено. Программы должны финансироваться системой социальной защиты населения.
 2. До 50-60 % от общего числа инвалидов с интеллектуальными нарушениями могут быть заняты в СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ТРУДОВЫХ МАСТЕРСКИХ (производственных, творческих либо в сфере обслуживания и комбинированных). В такие программы могут быть включены люди, способные к минимальной трудовой деятельности (могут самостоятельно работать не менее 20-30 минут подряд) и пребыванию в небольшом коллективе. В качестве основной мотивации для них выступает полезная работа. Характер труда в этой ситуации может быть самым разным: от простых сортировочных, сборочных или картонажных операций до ремесленной и творческой работы и пр.
За работу в мастерских инвалиды получают не заработную плату, а небольшое вознаграждение, пропорциональное результатам труда (как правило, эта сумма не превышает 10% регионального МРОТ). Ежедневно в мастерских люди с инвалидностью также участвуют в развивающих и реабилитационных программах.
  Для этого формата актуальны: выделение помещений и финансирование программ социально-трудовой адаптации и сопровождения (целесообразно планировать на основе межведомственного взаимодействия долевое участие систем соцзащиты, труда и занятости населения, культуры и органов местного самоуправления), а также разработка системы предоставления заказов мастерским, механизм расчетов с «особыми работниками» и пр.
3. И наконец, до 3 - 10 % от общего числа взрослых людей с интеллектуальными нарушениями могут быть при определенной поддержке трудоустроены НА ОТКРЫТОМ РЫНКЕ ТРУДА в организациях различных форм собственности.
  Казалось бы, на всю Москву таких инвалидов наберется не более 1500-2000 человек, однако трудоустройство каждого из них требует индивидуального подхода. При этом прослеживаются общие сложности и закономерности, которые хотелось бы обозначить уже сегодня.


Направления поддержки инвалидов с тяжелыми нарушениями в различных форматах трудоустройства и дневной занятости

  При трудоустройстве в бизнес-структуры необходимо учитывать, что бизнес не может ждать, пока инвалид привыкнет ходить на работу, освоит профессиональные навыки на должном уровне, выйдет на необходимую производительность труда. За это время продукт труда предприятия вырастает в цене, упускается прибыль, и непроизводительный труд инвалида (а никак не сам инвалид!) становится бременем для работодателя.

  Поэтому необходимо предусмотреть:
  1. стажировки после окончания колледжей (длительностью до 1-1,5 лет) на базе специализированных структур (программ), в рамках которых после профориентации будет обеспечено обучение трудовым навыкам, востребованным на производстве;
  2. после стажировок – выведение инвалидов (групп инвалидов) на производство в сопровождении наставников (из расчета 1 специалист на 3 инвалидов);
  3. психологическая поддержка инвалидов на рабочем месте, введение их в трудовой коллектив, помощь в освоении навыков общения и двустороннем налаживании отношений. В тех случаях, когда инвалид сохранен интеллектуально, но имеет двигательные расстройства, препятствующие участию в производственной деятельности, и нарушения речи, осложняющие коммуникацию (часто такие сложности имеют место при ДЦП), к этому добавляется:
  4. задача выстраивания удаленных и комбинированных (с целью преодоления социальной изоляции) форматов труда инвалидов;
  5. необходимость разработки методов коммуникации с сотрудниками с проблемами речи.


Еще о векторах развития системы занятости инвалидов с нарушениями интеллекта

  Хотелось бы еще раз подчеркнуть необходимость создания условий для реабилитации инвалидов в процессе труда, в отсутствие которой возникают проблемы индивидуального подхода, социальной интеграции, межличностных отношений в среде людей с инвалидностью.

  У нас нет сопровождаемого трудоустройства, и те люди, которые могли бы зарабатывать сами, не удерживаются на рабочих местах, т. к. не могут самостоятельно адаптироваться к условиям, взаимоотношениям с другими работниками и требованиям работодателя.

  Если будут обученные социальные работники либо тьюторы, которые будут сопровождать людей с инвалидностью на рабочих местах, то многие проблемы трудоустройства можно снять.

  Но такой услуги пока что нет в перечне социальных услуг. Возможно, ее можно прописать как реабилитационную услугу. Ведь в ИПР инвалида есть направление «Социально-трудовая реабилитация». 
 В целом, говоря о занятости и трудоустройстве людей с инвалидностью, важно выделять 2 функции, которые обязательно должны выполняться поставщиком услуг/работодателем:
1) организация трудовой деятельности лиц с инвалидностью (социальной или наемной);
2) организация реабилитационной/абилитационной работы.

  Механизмы для первой можно разработать совместно с центрами занятости населения, у которых есть разные программы и механизмы их финансирования. А для реализации второй функции имеется инструмент в виде ИПР и ИПСО.

  Перечень социальных услуг утвержден, и его можно использовать уже сейчас, дополняя и изменяя по мере необходимости.

  Хочется надеяться на продолжение этой темы на страницах журнала и последующее внедрение программ занятости людей с тяжелыми нарушениями развития в Москве.